Исследование ВЦИОМ об искажении персональной информации пользователями “социальных сетей”

Одной из наиболее интересных, но вынуждено заброшенных тем, связанных с он-лайн социальными сетями, является соотношение заявленного и актуального поведения пользователей. Соотношение этих вещей является одной из фундаментальных проблем социологической методологии, однако только данные из “социальных сетей” позволяют подойти к ней с научной точки зрения, сравнив насколько соответствует то, что люди говорят о себе с их реальным поведением.

Пару лет назад мне попадалось одно исследование приватности в “социальных сетях”, в котором респондентов сначала опросили, а потом сравнили их ответы с данными из базы самой сети. В итоге получилось, что пользователи, мягко говоря, не совсем адекватно и честно оценивают защищённость своей приватной информации. Надо будет отыскать эту статью, чтобы выложить тут её обзор.

Так или иначе, подобный дизайн не помешал бы недавнему исследованию ВЦИОМа о том, какую информацию о себе на страницах “социальных сетей” пользователи предпочитают искажать.

Вот их основные выводы:

Так, по данным опроса ВЦИОМ, сообщать о себе в социальных сетях и блогах неправду хотя бы однажды приходилось половине пользователей этих ресурсов (51%). В первую очередь, к этому склонны 18-24-летние респонденты (59% опрошенной молодежи).

Чаще всего пользователи социальных сетей искажают информацию о своем имени и возрасте (по 29%). Пользователи подобных ресурсов также склонны предоставлять неверные сведения о своем семейном положении (23%), внешности и хобби (по 22%). Реже неверными могут оказаться данные о поле пользователя, музыкальных и художественных пристрастиях (по 18%), уровне образования и месте обучения, путешествиях (по 17%), месте жительства, месте работы и занимаемой должности, покупках и услугах (по 15%), профессии, сексуальных отношениях (по 14%), уровне доходов, национальности (по 13%).

Наименее распространены случаи, когда пользователи социальных сетей и блогов искажают информацию о своих политических и религиозных взглядах (11% и 10% соответственно).

В любом случае, даже без подобной проверки “на вшивость”, исследование получилось довольно интересным.

Картинка и текст взяты с сайта РИА Новости.

Author: Александр Семёнов

(Social | Network | Data) Scientist Младший научный сотрудник Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ

2 thoughts on “Исследование ВЦИОМ об искажении персональной информации пользователями “социальных сетей””

  1. Это скорее не сокрытие личных данных, а просто большее погружение в интернет культуру. У взрослых людей нет огромной бибилиотеки изображений, и они не знают что на время сессии нужно/можно ставить некое смешное изображение вместо аватара.

    1. По поводу сравнения количества фотографий у “взрослых” и “невзрослых” людей я бы поспорил. Впрочем, на данных вконтакта это не так уж и сложно проверить.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *